Преодоление трудностей в развитии и адаптации ребенка с РАС
Расстройства аутистического спектра включают в себя разнородную группу симптомов: нарушения коммуникации, социализации, проявления стереотипного поведения, сенсорные особенности, а также коморбидные (сопутствующие) расстройства развития (когнитивные нарушения, гиперактивность, сенсорно-моторная алалия и другие).
Нарушения коммуникации проявляются в трудностях понимания речи (ребенок не откликается на имя, не обращает внимание на обращенную к нему речь, затрудняется в понимании простых инструкций) и в трудностях развития собственной речи (мутизм, обедненность речи, эхолалии, неумение выразить просьбу, отсутствие фразовой речи). Нарушена может быть и невербальная коммуникация: ребенок использует мало жестов (например, описывая предмет, не пытается его изобразить), не указывает на предметы, не выражает свое состояние с помощью мимики, не понимает жестовых просьб (например, «дай», «подойди»).
Характерными особенностями нарушения социализации являются несформированность навыков совместного (разделенного) внимания у ребенка. Когда ребенок не проявляет интереса к совместному рассматриванию вместе со взрослым каких-либо предметов, явлений, не делиться впечатлениями, не реагирует на попытки привлечь его внимание к предмету, не следит за взглядом собеседника. Также отмечаются трудности в развитии эмоциональной сферы (не всегда адекватно выражает собственные эмоции, не корректирует собственное поведение в соответствии с эмоциональными проявлениями собеседника). К нарушениям социализации могут относиться несформированные игровые навыки. Игра ребенка часто стереотипна и однообразна, сюжетные игры и игры с использованием воображения ограничены или отсутствуют.
В поведении ребенка наблюдаются повторяющиеся действия, направленные на стимуляцию какой-либо сенсорной зоны (аутостимуляции). Например, перебирание пальцами возле лица, кручение веревочки, частое произнесение одних и тех звуков (вокализации), навязчивое хлопанье ладонями по поверхности.
Для выявления проявлений, относящихся к аутистическому спектру, можно провести скрининг. Для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев рекомендуется использовать Модифицированный скрининговый тест на аутизм M-CHAT-R/F. Родители могут самостоятельно заполнить опросник по ссылке: https://test.autism.help/ и сразу получить результат — оценку риска наличия РАС у ребенка. Специалисты могут также использовать Опросник расстройств аутистического спектра (CASD), который применяется для детей и подростков от 1 до 16 лет. Для детей от 4 лет рекомендуется использовать методику SCQ (Социально-коммуникативный опросник), при условии, что интеллектуальное развитие соответствует хотя бы уровню двухлетнего ребенка.
Выявленный риск наличия РАС не является установленным диагнозом. Для его уточнения необходимо обратиться к врачу-психиатру.
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
В возникновении у ребенка с расстройством аутистического спектра пищевой избирательности решающую роль могут играть разные причины и их сочетания. Например, при заболеваниях органов пищеварения, аллергиях у ребенка прием некоторых видов еды или напитков может вызывать неприятные или болевые ощущения, что ведет к формированию однообразного, не причиняющего дискомфорта рациона, предпочтению определенных температур, текстур.
Неврологические и ортопедические нарушения, приводящие к дисфункции мышц рта, могут не позволять ребенку правильно пережевывать твердую пищу. Особенности функционирования сенсорных систем, такие как повышенная или пониженная вкусовая, тактильная чувствительность, могут влиять на выбор ребенком ограниченной группы продуктов, например, только с выраженным соленым, кислым вкусом, или только пюреобразных. Также избирательное питание может быть следствием ограниченного поведенческого репертуара.
Коррекция пищевого поведения всегда проводится только командой высокопрофессиональных специалистов, в которую обязательно включается врач. Неквалифицированное вмешательство в пищевое поведение ребенка может приводить к критическим последствиям вплоть до отказа от любой еды и жидкости. Поэтому для преодоления пищевой избирательности, особенно в тяжелых, выраженных случаях, необходимо обратиться к специалисту в области прикладного анализа поведения, специализирующемуся на работе с пищевым поведением. Специалист подберет команду и разработает план коррекции.
В невыраженных случаях можно воспользоваться стратегиями, изложенными в статье: “Аутизм и проблемы с едой: ребенок ест лишь конфеты и чипсы” (ссылка: https://autismjournal.help/articles/autizm-i-problemy-s-edoy-rebenok-est-lish-konfety-i-chipsy )
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
Для появления игры у ребенка должен быть сформирован определенный уровень развития предметных действий и навык подражания. Детям с РАС свойственно задерживаться на уровне изучения предметного мира (ощупывать, облизывать, рассматривать и прочее), стереотипных манипуляций с предметами, зачастую, не игровыми, извлекая из взаимодействия с ними сенсорные удовольствия, также часто наблюдается недоверие к новым игрушкам.
Поэтому для формирования навыков игры необходима комплексная согласованная работа родителей и специалистов по следующим этапам:
- Предварительная работа - научить ребенка использовать по назначению реалистичные предметы, наиболее важные для повседневной жизни.
- Когда багаж повседневных действий накоплен - переходить к обучению игровым действиям.
- Путем наблюдения выбрать наиболее интересные для ребенка игрушки и учить функциональным игровым действиям. Всегда повышайте мотивацию ребенка. Обучение нужно проводить в ярко выраженной положительной эмоциональной обстановке, весело, предлагая интересные игровые действия, ситуации.
- Далее следует расширять репертуар игровых действий, вводить новые игровые предметы.
Параллельно необходимо развивать коммуникацию и навыки сотрудничества, чтобы ребенок «впускал» родителя и специалиста в свою зону досуга. При наличии особенностей сенсорных систем ребенка, может понадобиться проведение курса десенсибилизации для стабилизации чувствительности к различным характеристикам игрушек. Обучение игре следует проводить в структурированной среде, не перегруженной отвлекающими факторами и не перенасыщенной игрушками.
Следует отметить, что далеко не для всех детей с РАС и далеко не всегда это направление будет актуальным.
Для детей с тяжелыми формами аутизма, для детей школьного возраста, а также детям с выраженным негативизмом по отношению к игрушкам и в ряде других ситуаций такая работа может оказаться не самой актуальной и важной для их повседневной жизни. В таких ситуациях предпочтение может быть отдано другим направлениям работы.
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
Для продуктивного обучения ребенка с РАС любым навыкам необходима комфортная, структурированная среда, постоянство реакций, наличие мотивации. Дети бывают очень непредсказуемы, и зачастую мы наблюдаем, что общение со взрослым у ребенка с РАС осуществляется куда охотнее, чем со сверстниками.
Начать работу следует с формирования базовых навыков взаимодействия со взрослым: отклик на свое имя, навык приветствия и прощания, умение выражать просьбу, ответ на простой вопрос словом/при помощи средств альтернативной коммуникации да/нет» (выражать согласие/несогласие), установление адекватного тактильного контакта, участвовать в простой игре со взрослым в течение непродолжительного времени.
Когда данные навыки освоены можно переходить к поэтапному введению ребенка в общество сверстников:
1) Научить ребенка спокойно находиться рядом с другими детьми, занимаясь своей любимой деятельностью.
2) Находиться рядом с другими детьми, играя с аналогичным собственным набором материалов/похожей игрушкой.
3) Вводить общие игровые действия с использованием одних и тех же материалов или оборудования вдвоем (одна горка, один шарик, один набор фломастеров) и т.д.
4) Усложнять правила, делая особый акцент на очередность, умение использовать общие игровые материалы, делиться в игре игровыми материалами.
5) Использовать структурированные игры, направленные на достижение общего результата (например, сбить вместе все кегли).
На всех этапах следует создавать и поддерживать мотивацию к общению со сверстниками, а также стараться не допускать возникновения негативного социального опыта.
Наиболее правильной последовательностью включения ребенка в совместную игру со сверстниками будет следующая:
- вначале обучение проводится в паре со взрослым – взрослый обучает ребенка правилам и способам различных игр;
- затем обучение может проводиться в триаде: ребенок – взрослый – ребенок – то есть в занятие включается еще один ребенок, а их взаимодействие строится на заранее индивидуально разученных играх и под контролем взрослого;
- по мере усвоения навыка, участие взрослого уменьшается, а общение детей поощряется;
- включение ребенка в группу сверстников.
К вопросу развития коммуникации и социального взаимодействия следует подходить комплексно, вместе со специалистами сопровождения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем/классным руководителем и другими специалистами, которые участвуют в развитии Вашего ребенка.
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor
Переход ребенка с РАС в детский сад/школу – это всегда новое помещение, новые взрослые, пребывание в группе незнакомых детей, новые (не всегда приятные) сенсорные стимулы, новые правила и требования. Часто серьезным тревожным фактором является отсутствие рядом значимого взрослого (родителя, бабушки/дедушки, няни). Ребенку непонятно, когда пребывание в новом месте без родителя закончится, и закончится ли вообще.
Для того, чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла успешно, рекомендуется:
- заблаговременно связаться с воспитателем/классным руководителем, дать ему как можно более полную информацию о ребенке, его особенностях, предпочтениях, что может его успокоить/расстроить, завлечь;
- по возможности прийти и познакомить ребенка с новой школой/детским садом, классным руководителем/воспитателем, понаблюдать за его поведением в новой обстановке;
- обговорите с основным специалистом (воспитателем, учителем, психологом) порядок включения ребенка в общий процесс. Оптимальный вариант - сокращенное время пребывания в группе/классе с постепенным увеличением продолжительности, или посещение бюджетных/внебюджетных индивидуальных, затем мини-групповых занятий, с последующим подключением в группу;
- продумайте и обсудите со специалистом способы повышения мотивации ребенка к новым занятиям (например, «призы»);
- используйте для занятий дома и в группе/классе визуальный таймер со звуковым сигналом, чтобы формировать у ребенка ощущение времени и понимание понятий «занятие-переменка/игра»;
- проговаривайте с ребенком грядущие события, визуализируйте их в доступном виде. Это может быть личное переносное расписание, карточки-подсказки «сначала-потом» (например, «сначала школа – потом домой»), социальная история в картинках, фотографии педагогов;
- на этапе знакомства со школой/детским садом покажите ребенку, где находится туалет. Обязательно предупредите педагогов, если есть какие-либо проблемы с посещением туалета, с мытьем рук, с принятием пищи;
- формируйте у ребенка позитивное отношение к новым условиям, активно, эмоционально окрашено хвалите ребенка за любые, малейшие успехи.
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor
Трáвля или бýллинг – агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. Объект травли не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку “жертвы” и её деятельности и т.д.
В случае наличия признаков травли родителю стоит незамедлительно сообщить об этой ситуации учителю и психолого-педагогической службе школы, выработать совместные шаги по ее ликвидации. Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк. С данной целью сотрудниками образовательной организации должен быть проведен психолого-педагогический консилиум с целью выяснения всех обстоятельств в классе, а далее разработан план предотвращения конфликтной ситуации и дальнейшей ее профилактики. В ряде случаев необходимо проведение родительского собрания с обязательным участием родителей тех детей, кто проявлял поведение буллинга с целью выработки действий внутри семьи и передачи ответственности, в том числе, самим взрослым.
Профилактика школьного буллинга со стороны учителя включает следующие действия:
- Пресекать любые насмешки одноклассников над слабостями, презрительные замечания.
- Предоставлять детям возможности «проявить себя» (особенно непопулярным), свои способности, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.
- Не допускать при всём классе оценивать и обсуждать неблагополучные и личные качества ребёнка.
- Объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры во время перемен.
- Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы никто не чувствовал себя невостребованным.
- Не сравнивать способности детей между собой.
- Проводить упражнения на совместную деятельность.
- Учить давать отпор обидчикам, постоять за себя.
Алгоритм действий для родителей от проекта «Травли.нет»
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
Социокультурные инклюзивные практики (групповые посещения музеев и других культурно-досуговых учреждений, участие в творческих конкурсах и фестивалях, студиях, «кружках», секциях и пр.) – наиболее благоприятные возможности для социализации детей с РАС и наилучший тренинг их социальных навыков в естественной среде. Сущность и основная задача участия в социокультурных практиках заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с РАС, организации их свободного времени.
Социокультурная интеграция ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с РАС в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Активное вовлечение обучающихся с РАС в социокультурные практики и культурный досуг создает условия для получения необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у них принятой в обществе системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с РАС, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Алгоритм подготовки ребенка к посещению общественных мест вы можете найти в методических рекомендациях «Особенности организации внешкольных мероприятий для обучающихся с РАС в музеях».
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
При свойственных детях с аутизмом склонности к рутине, неприятии изменений, любое непредсказуемое событие, такое как посещение общественных мест, может стать сильным дестабилизирующим фактором. Избежать этого поможет продуманный план предварительной работы с детьми.
Главная цель предварительной подготовки – это создание у детей максимально понятного визуального образа того места, которое они собираются посетить. Необходимо сделать это мероприятие максимально доступным и предсказуемым, познакомить с необходимыми навыками или знаниями в комфортном для детей темпе, которые ему пригодятся в какой-либо ситуации в будущем. Эту задачу выполняет использование на протяжении 2-3 недель перед мероприятием таких методов как визуальное расписание, социальная история, видеомоделирование, ролевые игры и пр.
Подробнее о применении этих методов в процессе подготовки к посещению общественных мест можно узнать в методическом пособии:
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
Многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. У большинства детей с РАС обнаруживается целый ряд отклонений в сенсорной сфере. Поэтому для создания оптимальных условий обучения каждый раз необходимо исследовать сенсорную сферу ребенка и опираться именно на его индивидуальные особенности. При наличии у ребенка значимых сенсорных нарушений часто бывает необходима консультация специалиста, который поможет понять проблемное поведение, связанное с необычной сенсорной чувствительностью, и поможет создать комфортную обстановку для обучения ребенка, убрав все непереносимые раздражители.
В ряде случаев необходимым условием обучения ребенка может стать наличие специального сенсорного оборудования (например, шумопоглощающие наушники, утяжеляющий жилет, специальные жевалки и др.).
Помимо исключения неприятных для ребенка с РАС сенсорных раздражителей, важно обеспечить ему возможность получать приятные ощущения. Получение приятных сенсорных ощущений помогает ребенку успокоиться. Именно это становится причиной того, что многие дети с РАС трясут руками, раскачиваются, постоянно произносят какие-то фразы или издают звуки, стучат по парте и т.п. Такие стереотипные формы поведения и аутостимуляции (стимминг) у людей с РАС являются попыткой сохранить неизменность, комфортность среды, справиться с сенсорной перегрузкой, отрегулировать сенсорную систему.
Учитывая данные особенности развития ребенка с РАС, специалистам и родителям важно:
- иметь общие представления о функциях и нарушениях сенсорных систем;
- понимать функции самостимулирующего поведения, разделять сенсорные ощущения на комфортные и не комфортные для ребенка;
- понимать, что у каждого ребенка с аутизмом есть свой собственный индивидуальный сенсорный профиль (нет двух одинаковых детей с РАС);
- уметь пользоваться диагностическим инструментарием для определения индивидуального сенсорного профиля ребенка;
- организовывать окружающую среду (в том числе уметь подбирать необходимое сенсорное оборудование) для снижения дискомфортных ощущений;
- подбирать подходящие обучающие материалы и методы работы;
- предоставлять ребенку возможности получать приятные ощущения безопасным для него способом для регуляции эмоционального состояния.
Для того, чтобы познакомиться с методикой выявления сенсорного профиля детей с РАС, а также с рекомендациями по коррекционной работе в данном направлении, рекомендуем изучить методическое пособие «Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи».
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
В домашних условиях можно эффективно организовать занятия, направленные на развитие всех основных функциональных сфер и навыков ребенка.
Такие занятия с ребенком дома могут быть направлены на:
- формирование социально-бытовых навыков (учить ребенка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, простые поручения по дому, самостоятельно одеваться и раздеваться, подбирать одежду и обувь по сезону и погоде, содержать в порядке вещи);
- формирование социально-коммуникативных навыков (учить ребенка функциональной коммуникации – просьбе, способе сообщить о дискомфорте или плохом самочувствии; развивать навыки диалога, обучая ребенка задавать и отвечать на вопросы; создавать ситуации, в которых у ребенка возникнет интерес к диалогу и взаимодействию с другим человеком, и т.д);
- развитие навыков тонкой и крупной моторики (играть с ребенком в подвижные игры, учить его манипулировать мелкими предметами и действовать с письменными принадлежностями);
- сенсорное развитие (развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия ребенка через знакомство с различными свойствами предметов, звуками).
- познавательное развитие (с помощью создания обучающих ситуаций, можно развивать у ребенка процессы мышления, внимательность, навыки запоминания и др. Также, можно развивать познавательный интерес ребенка, привлекая его внимание к объектам и предметам окружающей действительности на прогулках, дома);
Большим преимуществом домашних занятий является то, что задания могут предлагаться ребенку в повседневной деятельности и игре.
Занятие можно организовать, привлекая ребенка к выполнению бытовых задач совместно со взрослыми. В этом процессе важно постепенно уменьшать свою помощь и предоставлять ребенку больше самостоятельности в выполнении доступных ему действий.
Взрослый может также подключаться к игре ребенка или вовлекать его в свою, организованную игру.
Отдельно стоит обратить внимание на организацию домашней среды, в которой находится ребенок. Среда должна быть максимально благоприятной и способствовать как отдыху, так обучению ребёнка. Так, например, необходимо организовать пространство для различных видов деятельности: занятия, игра, отдых, прием пищи и др. Важно помнить о минимизации отвлекающих стимулов, так это будет позволять лучшей концентрации ребенка на предложенной ему деятельности. Особое внимание необходимо уделить подбору визуальных методов обучения, так как это будет способствовать качественной ориентировке ребенка во времени и содержании деятельности. Это могут быть визуальное расписание, визуальные схемы последовательности действий (например, умывание и хождение в туалет), визуальные правила и подсказки к действиям, визуальный таймер. Если у ребёнка существуют специфические сенсорные особенности, то подходящим для него сенсорным оборудованием могут быть, например: шумопоглощающие наушники, фитбол вместо стула, сенсорный бокс для успокоения, антибликовые очки и др.
Рекомендуем познакомиться с материалами по организации домашних занятий с ребенком:
- Е. Янушко – «Игры с аутичным ребенком»
- Сара Ньюмен – «Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей»
- А. Быкова – «Развивающие занятия ленивой мамы»
- С. Гринспен – «На «ты» с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
Работа по преодолению нежелательного поведения у ребенка должна осуществляться под курацией опытного специалиста, имеющего компетенции в области прикладного поведенческого анализа.
Для преодоления проблемного поведения необходимо выяснить его функцию, то есть выявить – к каким последствиям для ребенка оно приводит. Нежелательное поведение может служить для получения внимания или желаемого объекта (гаджета, игрушки, сладостей), уклонения от неприятных занятий, или же являться самостимуляцией. В течение нескольких дней необходимо описывать каждый эпизод проблемного поведения в формате: в какое время произошел эпизод; что случилось непосредственно до него; как выглядело проблемное поведение, какова была его длительность, степень выраженности, интенсивности; что произошло непосредственно после него. Проанализировав записи, можно сформулировать гипотезу: для чего ребёнок ведёт себя таким образом, чего он добивается, достигает? В дальнейшем происходит экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы компетентным специалистом и разработка плана коррекции проблемного поведения.
Важнейшей стратегией работы с нежелательным поведением является формирование адаптивных коммуникативных и социальных навыков, которые станут альтернативой проблемному поведению или сделают проявления проблемного поведения невозможными (навыки, не совместимые с нежелательным поведением). Например, навык выражения просьбы с помощью передачи взрослому карточки с изображением желаемого предмета или вида деятельности, навык ориентирования на визуальное расписание для ожидания начала мотивационной деятельности, навыки досуговой деятельности. Формирование у ребенка мотивации к выбору правильных форм поведения невозможно без установления руководящего контроля – формы организации среды и взаимодействия, при которой ребенок получает желаемое, только сотрудничая со взрослым, и никогда не получает желаемого с помощью проблемного поведения.
Подробное описание работы с нежелательным поведением, которое могут использовать родители самостоятельно, можно найти в книгах Р. Шрама (Шрамм Р. Детский аутизм и ABA: ABA (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013; Шрамм Р. Мотивация и подкрепление: Практическое применение методов прикладного анализа поведения и анализа вербального поведения. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2021. – 608 с.) и статьях:
- «Когда ребенок «скандалит», чтобы получить то, что он хочет • Аутизм — это»;
- «Три типичных причины проблемного поведения при «высокофункциональном» аутизме • Аутизм — это»;
- «Как повлиять на проблемное поведение, связанное с восприятием речи • Аутизм — это».
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
Проблемное поведение в форме агрессии к себе или окружающим требует немедленной коррекции, поскольку может сильно влиять на адаптацию ребёнка и/или представлять серьезную угрозу здоровью. Причинение вреда расценивается как опасный вид поведения, работать с ним можно только под руководством высококвалифицированного специалиста (поведенческого аналитика), который проводит оценку функции поведения, составляет план его коррекции и руководит коррекционной работой (вмешательством). Неправильная работа с агрессивным поведением может привести к его катастрофическому обострению и усилению.
Причиной агрессивных действий, направленных на себя, могут быть боли: зубные, головные, боли в животе и других частях организма.
Если ребенок без видимой причины продолжительно ударяет себя по лицу, голове, животу, без промедления обратитесь к врачу-педиатру с описанием ударов и их локализации и просьбой об оценке соматического здоровья ребенка.
Причиной агрессивного и аутоагрессивного поведения может быть отсутствие жизненно важных коммуникативных навыков. При такой ситуации у ребенка отсутствуют адекватные способы выражения своих потребностей. В результате он прибегает к нежелательным формам поведения.
Если ребёнок не говорит, рекомендуется ввести альтернативную систему коммуникации (PECS, либо жестовые системы). Возможность сообщить о своих желаниях может оказать положительное влияние на выраженность проблемного поведения у ребёнка, в том числе агрессивного и самоповреждающего поведения.
Сенсорная перегрузка, или, наоборот, дефицит ощущений также могут провоцировать ребенка на совершение повреждающих действий, таких как удары по своему телу или толкание других людей.
Вне зависимости от того, осуществляется или нет целенаправленная работа над проблемным поведением в настоящий момент, прежде всего необходимо обеспечить безопасность самого ребёнка и окружающих его лиц. При ударах головой о твердые поверхности можно использовать защитное оборудование в виде шлемов, или подкладывать под голову мягкие подушки; при кусании рук – перенаправлять ребенка на прочные силиконовые игрушки, такие как прорезыватели для зубов, надевать перчатки.
Если повреждающие действия направлены на других детей, до решения проблемы следует избегать скоплений детей, выбирать для прогулок тихие, немноголюдные места.
Полезную информацию по данной теме можно найти в следующих статьях:
- “Причина агрессии многих аутичных мальчиков — ограниченная коммуникация • Аутизм — это”;
- “Агрессия и другие виды социально неприемлемого поведения у детей с РАС. Часть 1”;
- “Агрессия и другие виды социально неприемлемого поведения у детей с РАС. Часть 2
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
Прежде чем научить ребенка отзываться на свое собственное имя, важно понять, слышит ли ребенок звучащую речь, реагирует ли на источник звука? Если есть подозрение на нарушения слуха (тугоухость), необходимо сообщить врачу педиатру о подозрениях и попросить дать направление к сурдологу.
Что будет делать сурдолог?
- Понаблюдает за реакциями ребенка на речевые и неречевые звуки.
- Проведет сбор анамнеза с учетом наследственного фактора и травмы.
- Проверит состояние слуха с помощью объективных (основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакциях на стимуляцию звуком) и субъективных (связаны с получением от ребенка ответа как он слышит, понимает звуки) методов диагностики.
- Направит к сурдопедагогу на игровую аудиометрию. Игровая аудиометрия - это достоверный метод исследования (игровые методы) остроты слуха, который позволяет установить наличие и характер проблем.
После выявления либо исключения проблем со слухом у ребенка, необходима коррекционная работа.
Прежде чем приступить к обучению ребенка такому важному, социальному навыку «откликаться на свое имя», важно понимать разницу между «не может» и «не хочет»:
- «не может» - это означает, что ребенок во многих ситуациях действительно не понимает, чего от него ожидают. Он пока не может этого знать, потому что никто не учил его этому;
- «не хочет» - это означает, что ребенок не вступает в социальный контакт из-за низкой мотивации к общению.
Для того чтобы ребенок быстро и полноценно освоил социальный навык, необходимо чтобы он захотел это сделать. Ключевым моментом, позволяющим улучшить обучение ребенка социальным навыкам, является мотивация и подкрепление.
Для преодоления этих трудностей во время обучения ребенка тому, как откликаться на свое имя, рекомендуем:
- Выбрать определенные дни и конкретное время, для обучения ребенка навыку «откликаться на собственное имя».
- Заранее приготовить мотивационные стимулы для ребенка: лакомство, игрушки. предметы, которые всегда ему доступны.
- Затем, через мотивационные стимулы, вызвать интерес ребенка к лицу собеседника. Например, продолжать пускать мыльные пузыри, забивать молотком гвозди и т.п. до тех пор, пока ребенок обратит внимание на собеседника. Если ребенок посмотрел, то поощрить его запланированной наградой. Так как одним из видов поведения, которое естественным образом позволит привлечь к себе внимание других людей - это зрительный контакт.
Например, назвав ребенка по имени, надо одновременно поднести съедобный или другой стимул на уровне своих глаз, подсказать ему посмотреть на вас взглядом, жестом. После того, как ребенок посмотрел, наградить его, похвалить и закрепить реакцию: «Ты услышал свое имя, молодец!»
- Продолжать такие занятия до тех пор, пока ребенок не будет смотреть на взрослого в ответ на свое имя примерно в 80% случаев в изолированной среде с минимальным количеством отвлекающих факторов.
- Теперь, когда ребенок научился смотреть на собеседника и откликаться на имя, когда его ничто не отвлекает, важно постепенно добавлять отвлекающие факторы и наблюдать за тем, сохранился ли его навык. Например, когда ребенок играет игрушками или смотрит телевизор, произнесите его имя и награждайте его за то, что он смотрит на вас. В случае, если не смотрит, то снова произнести его имя громко и протяжно, чтобы привлечь его внимание.
- После того, как ребенок научился реагировать на свое имя, надо продолжать учить его делать это в любой ситуации.
- По мере прогресса ребенка продолжать звать его по имени все с большого расстояния. Ребенок должен откликнуться, даже если его позвали из другой комнаты.
- Продолжать работать над этим навыком в разных местах и с разными людьми, которые будут звать ребенка по имени до тех пор, пока ребенок не будет откликаться на имя в большинстве случаев.
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
Навык следовать инструкции самостоятельно крайне важный для ребенка, потому что ребенок должен слышать слова окружающих и реагировать на них соответствующим образом.
Причиной несформированности данного навыка возможно является отсутствие мотивации у ребенка, сложная просьба, слишком длинная инструкция.
Выполнение следующих рекомендаций может помочь вашему ребенку научится самостоятельно выполнять ваши просьбы дома и на улице.
Инструкция, которая обращена к ребенку, должна быть простой, громкой, короткой («покажи!», «скажи!», «положи!», «сделай так!»), без прерываний. После каждой сказанной взрослым инструкции важно способствовать ее выполнению. Если ребенок затрудняется выполнять, то помочь ему, используя физическую подсказку или указательный жест.
В начале обучения необходимо учить ребенка выполнять простые моторные действия (садиться, вставать, различать людей, подходить к конкретному человеку или подавать ему предмет, различать предметы на слух, реагировать на инструкцию вида «дай, 5!» и простых заданий на имитацию). Инструкцию важно сопровождать физической и жестовой подсказкой.
Как только ребенок научится успешно реагировать на просьбы и инструкции взрослого с подсказкой, следует снижать подсказки. Правильная реакция ребенка всегда должна сопровождаться подкреплением (разные поощрения, в том числе и похвала). Некоторым инструкциям можно обучать ребенка в контексте игры и повседневной деятельности. Например, если ребенок подошел к стулу, ему можно дать инструкцию «садись!», помочь сесть и только потом поставить перед ним тарелку.
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
В первую очередь, необходимо обратиться к специалисту, владеющему методами работы с детьми, имеющих трудности коммуникации или несформированность речевых навыков. Таким специалистом может быть психолог, дефектолог или логопед, прошедшие специальное обучение в данном направлении.
Далее необходимо совместно со специалистом провести комплексную оценку сформированности навыков коммуникации. То есть выявить те навыки, которые сформированы, частично сформированы или совсем не сформированы. На основании полученных данных разработать программу по развитию данной группы навыков. Важно добавить для общего понимания, что к навыкам коммуникации относится группа навыков понимания речи (отклик на имя, понимание инструкций, понимание названий окружающих предметов и их признаков, понимание предложений и прочие) и собственных речевых навыков (выражение просьбы, комментирование, называние, диалоговые навыки). Также необходимо выявить у детей, не умеющих говорить, способность к подражанию звукам.
Дополнительно требуется выбрать наиболее подходящую для конкретного ребенка систему методов альтернативной коммуникации, чтобы обеспечить улучшение качества жизни самого ребенка за счет предоставления для него доступных средств сообщения о своих потребностях.
К альтернативным средствам коммуникации относятся:
- Жестовый язык - приоритетная стратегия обучения неговорящих детей выражению просьбы. Жестовый язык сопровождается произнесением слов, способствует улучшению речи.
- Устройства воспроизведения речи - технические приспособления, при использовании которых ребенок выбирает кнопку и нажимает на нее, после чего устройство воспроизводит фразу. При использовании этих систем взрослые, работающие с ребенком, должны быть достаточно квалифицированы, чтобы загружать в устройство новые картинки и проверять правильно ли оно работает после обновления.
- Коммуникационная система обмена картинками (PECS) - используется в рамках методологического подхода, направленного на обучение ребенка выражению просьбы при помощи карточек с изображениями и инициирование функционального общения. Преимущество PECS заключается в том. что картинки коммуникативной системы обмена понятны окружающим взрослым и другим детям.
Таким образом, работа с неговорящим ребенком направлена на формирование навыков понимания обращенной речи, формирование навыков звукоподражания (имитации) или называния. Дополнительно проводится работа по введению альтернативных средств коммуникации.
Рекомендуемая литература:
- Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов//Лори Фрост и Энди Бонди.-М.:Теренвинф, 2011.-416с.
- Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми.имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. Сборник статей. /Ред.-сост. В. Рыскина.-СПб.: Издательство-Торговый Дом “Скифия”, 2016.-288с.
- Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (Hte Verbal Behavior Approach): Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами/ Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен: пер. с англ.Д.Г.Сергеева; предил. М.Сандберга.-Екатеринбург: Рама паблишинг, 2014.-304с.
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
Если ребенок не говорит, то в первую очередь, необходимо обратиться к врачу: неврологу, психиатру. Показать ребенка отоларингологу, сурдологу, чтобы исключить нарушение слуха.
Коммуникация бывает не только вербальная (речевая), но может быть коммуникация с помощью взгляда, жеста. Существует альтернативная коммуникация с помощью обмена карточками с изображением желаемого.
На начальных этапах работы с неговорящими детьми, независимо от того, какой способ будет выбран, необходимо:
- установить визуальный контакт (добиваться, чтобы ребенок смотрел на говорящего взрослого);
- привлекать внимание ребенка, чтобы он следил за действиями взрослого. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание). При комментировании повторяйте одни и те же слова, произносите их четко, чуть медленнее, чем говорите обычно.
Работа по развитию коммуникации осуществляется несколькими способами:
- Обучение использованию невербальных средств коммуникации.
- Используйте общеупотребительные коммуникативные жесты. Помахать рукой при прощании, хлопнуть по протянутой ладошке при приветствии или как ответ на похвалу «Молодец!». Обучите ребенка указательному жесту или научите протягивать руку, смотреть в сторону желаемого объекта. Жесты «иди ко мне» или «подойди», «сядь» (похлопать по стульчику), «встань» и др. должны сопровождать инструкции и действия взрослого. При этом говорить надо короткими фразами или одним словом. Важно, чтобы все близкие взрослые следовали этим правилам.
- Необходимо развивать понимание речи, используя простые инструкции: «Дай ручку”, “Где ножка?”, “Чей пальчик?» и т.д.
2. Обучение использованию альтернативной коммуникации.
Для неговорящего ребенка важно уметь «сказать» о своих потребностях, желаниях. Это значительно уменьшает проявления нежелательного поведения, дает возможность ребёнку быть понятым окружающими. Помогает в этом система альтернативной коммуникации с помощью обмена картинками (PECS), которая часто становится единственной возможностью общения для неговорящих детей. Сейчас для родителей это пособие доступно в продаже. Есть возможность скачивания в интернете (Лори Фрост, Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)). В книге представлены подробные инструкции по применению системы общения при помощи обмена карточками. Описание каждого этапа включает в себя обоснование, шаги обучения, ответы на часто задаваемые вопросы, полезные советы. Авторы подробно останавливаются на том, как можно внедрить программу в повседневную жизнь ребенка в любой обстановке.
3. Собственно работа по развитию речи.
- Обучение у детей идет через развитие игры (покормить куклу, покатать в машинке или коляске мишку, построить башню из кубиков и т.д.), озвучивая действия простыми словами, междометиями (кати, ам, бах, на, дай...и т.д.). Развивая интерес ребенка к игре, вы побуждаете его повторять за вами простые речевые конструкции.
- Необходимо создавать бытовые ситуации, в которых ребенок сможет «сказать» или повторить за взрослым простые слова: «Папа, на. Мама, дай. Где ложка?-Вот. Кто включит телевизор?-Я».
Сначала ребенок будет повторять отдельные звуки, слоги. Затем, простые слова. Потом идет переход к простой фразе.
Речь формируется по подражанию и на основе слухового восприятия и имеет тесную связь с движением. Необходимо проводить работу по развитию подражания - сначала простое двигательное подражание «Сделай, как я» (поднять ручки вверх, дотронуться до носика). Вы показываете, а малыш повторяет. Затем переходите к подражанию артикуляции (открыть рот, показать язык и т.д.).
Рекомендуется использование детских песенок, которые сопровождаются простыми движениями (логоритмика, развивающие музыкальные занятия для малышей «Музыка с мамой», автор цикла Е. Железнова). Данные песенки легко подпевать, договаривая окончания фраз (“кап-кап, би-би” и т.д.).
Важным моментом является ограничение ребенка от телевизионной, аудио и видео информации. Ребенку сложно в потоке быстрой речи вычленить отдельные слова, понять их смысл. Желание повторить слово или фразу не сформируется. Спокойная, понятная речь окружающих взрослых является основным звеном в речевом развитии ребенка.
Обязательно начните заниматься с логопедом, у которого имеется опыт работы с неговорящими детьми.
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.
Одним из ключевых направлений в работе с детьми с РАС является формирование навыков самообслуживания и личной гигиены. Работа в этом направлении охватывает широкий спектр жизненных навыков, необходимых детям для повседневной жизни. Эти навыки способствуют повышению самостоятельности и адаптации в различных ситуациях.
В первую очередь, необходимо определиться с выбором группы навыков, над формированием которых предстоит работать.
К навыкам самообслуживания, как правило, относятся:
- навыки одевания и раздевания
- навыки приема пищи
- навыки посещения туалета
- гигиенические навыки и навыки ухода за собой
- навыки заботы о собственном здоровье
В ходе обучения ребенка в основном используются следующие методы и приемы: метод подсказки, цепочки действий, шейпинг, визуальное расписание (алгоритмизация), социальные истории, видеомоделирование, генерализация.
Как правило, при обучении следует разбивать сложные многоступенчатые действия на маленькие шаги в виде алгоритма действий, использовать визуальные методы поддержки, такие как визуальное расписание с картинками, текстом, визуальные инструкции (схемы). Так, например, при обучении ребенка самостоятельному и последовательному одеванию используют визуальную инструкцию – схему последовательности одевания. Вначале используют фотографии реальной одежды, затем можно переходить к картинкам или пиктограммам (например, фото или картинки одежды ребенка: трусы, майка, штаны, носки, кофта, кроссовки). Рисунки или фотографии, отображающие последовательность занятий или событий, располагаются в вертикальную или горизонтальную ленту с помощью любого фиксатора: магнитного полотна, липучек или других приспособлений. Затем обращают внимание ребенка на фотографии одежды и с помощью физической подсказки помогают надевать одежду в нужном порядке. При этом самостоятельные действия ребенка активно поощряются.
Есть два способа работы с цепочкой действий: по цепочке вперед и по цепочке в обратном направлении.
Если ведется работа по цепочке вперед, то действия начинаются с первого шага в списке с использованием физической подсказки. Когда ребенок освоит первый шаг, начинается последовательное обучение следующим действиям. Эта процедура повторяется, пока ребенок не начнет самостоятельно выполнять все этапы.
Когда ведется работа по цепочке в обратном направлении, обучение начинается с последнего шага. Перед последним шагом взрослый делает паузу, чтобы дать возможность ребенку закончить действие (закрыть холодную воду) самому. Если в этот момент нужна помощь, то педагог оказывает ее. Когда ребенок самостоятельно осваивает последний шаг, к нему добавляется предыдущий. Так постепенно наращивается вся цепочка шагов.
Так, например, цепочка действий, отображающих последовательность одевания конкретной одежды (футболка) представлена следующим образом: взять футболку двум руками за нижний край – поднести к голове – натянуть футболку на голову – просунуть голову в отверстие для головы – продеть правую руку – продеть левую руку – опустить края футболки вниз).
Обучение может осуществляться как в процессе специально организованных занятий, а также в быту, в ходе повседневных бытовых ситуаций.
Дополнительно рекомендуем познакомиться с методическим пособием «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС» Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.