НИР проводится в рамках глобальной задачи по внедрению методов с доказанной эффективностью в практику работы с детьми с РАС. Актуальность этой задачи неуклонно возрастает в связи с выраженным запросом как со стороны родителей, так и специалистов психолого-педагогического профиля. Вместе с тем, эффективность помощи определяется не просто наличием в программе зарекомендовавших себя методик, но их профессиональным применением в сочетании с комплексной диагностикой. С другой стороны, существуют устоявшиеся практики, результативные по мнению самих специалистов и родителей детей с РАС, но не имеющие научных исследований эффективности. Необходимость системного решения этой проблемы определила задачи первого этапа НИРа.
Научно-исследовательская деятельность
Расстройства аутистического спектра представляют собой гетерогенную группу нарушений развития, в основе которых лежат разные патогенетические механизмы. Поиск биологических маркеров, ассоциированных с различными вариантами клинических проявлений, является одной из наиболее актуальных исследовательских задач. В рамках текущего научно-исследовательского проекта впервые будет проанализирован большой объем данных, включающий результаты междисциплинарного (психологического и нейрофизиологического) обследования. Такой подход показал свою эффективность на пилотажном этапе исследования, когда было показано, что характеристики ЭЭГ в сочетании с данными психологического обследования являются надежным маркером, позволяющим с высокой степенью сензитивности и специфичности выделить особую группу пациентов с аутизмом, вызванным мутацией гена FMR1. Результаты исследования позволят подойти к пониманию общих особенностей функционирования мозга, характерных как в целом для аутистических расстройств, так и для отдельных вариантов развития детей с РАС, обусловленных, в частности, генетическими нарушениями.
В России слабо известны и недостаточно широко применяются критерии оценки эффективности для описания и экспертизы методов помощи детям, подросткам и взрослым с аутизмом. Проект направлен на идентификацию и обобщение параметров, позволяющих изучить вмешательства на предмет соответствия критериям доказательности. Анализ принципов доказательности для медицинский, психолого-педагогических и социальных вмешательств позволит выявить критерии эффективности, которые смогут быть адаптированы и организованы в протокол описания вмешательств для людей с аутизмом и протокол оценки исследований, посвященных эффективности вмешательств.
Оценка сформированности жизненных компетенций является необходимым условием контроля результатов комплексного освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС. В соответствии с положениями деятельностного подхода, признанного основополагающим в современном образовании, одним из важнейших результатов обучения должно стать формирование социальных компетенций, а также овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Впервые будет проведена адаптация методики iPips (The International Performance Indicators in Primary Schools) для младших школьников с РАС. Будет выявлена связь между когнитивным, поведенческим и нейрофизиологическим профилем и успешностью освоения адаптированной образовательной программы (8.1, 8.2) учащимися с РАС начальной ступени образования.
НИР «Исследование прогностической валидности Плана диагностического обследования при аутизме (ADOS-2) на когорте русскоязычных испытуемых»
НИР «Разработка и апробация методики оценки жизненных компетенций у обучающихся с РАС на уровне начального общего образования»
НИР «Междисциплинарное (психологическое, нейрофизиологическое и генетическое) исследование синдромальных форм нарушения развития, ассоциированных с РАС
Список публикаций сотрудников Федерального ресурсного центра МГППУ за 2017-2024 гг.
В библиографии представлено 550 научных публикаций за 2015 – 2018 годы, отражающих результаты актуальных исследований в области РАС. Среди них 69 отечественных статей, опубликованных в журналах ВАК, и 481 зарубежная публикация журналов с высоким уровнем цитирования (импакт-фактором). Поиск российских научных публикаций осуществлялся с использованием базы данных Elibrary по ключевым словам: аутизм, аутистические расстройства. Поиск зарубежных (англоязычных) статей проводился по научным базам PubMed, Scopus и Web of Science.
Аналитическая справка о состоянии исследований РАС в России.
Научные организации, осуществляющие научные исследования в области РАС в России.