Исследование уровня сформированности жизненных компетенций у обучающихся с рас на уровне начального общего образования при помощи шкалы оценки жизненных компетенций
Научная лаборатория
Федерального ресурсного центра
по организации комплексного сопровождения детей
с расстройствами аутистического спектра
ФГБОУ ВО "Московский психолого-педагогический университет"
Руководитель работ
Давыдова Е.Ю., кандидат биологических наук, в.н.с. научной лаборатории ФРЦ МГППУ
Цель исследования
Создание инструмента оценки жизненных компетенций как способности осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями.
Задачи исследования
- Разработка концепции оценки сформированности жизненных компетенций.
- Разработка рабочей версии методики оценки сформированности жизненных компетенций.
- Обследование пилотной группы (не менее 60 человек с РАС) при помощи рабочей версии разрабатываемой шкалы
- Проведение сравнительного анализ результатов обследования пилотной группы детей начальной школы (не менее - 60 человек)
- Доработка и оформление окончательного варианта шкалы оценки сформированности жизненных компетенций и алгоритма обработки результатов.
Результаты исследования
В результате выполнения работы была создана инновационная шкала оценки сформированности жизненных компетенций с помощью которой была проведена комплексная оценка показателей Сформированности жизненных компетенций 90 детей с РАС, обучающихся в школе. Была получена и проанализирована информация о специфике работы метода и проведены соответствующие доработки. Полученный массив данных позволил оценить возможности разработанной шкалы и ее дифференциальную чувствительность. Анализ полученных результатов в сопоставлении с данными, исследования уровня адаптации с использованием шкалы «Вайнленд» показал чувствительность шкалы к индивидуальным различиям в важнейших сферах психического развития: энергетически-активационной, когнитивной, эмоциональной, коммуникативной, потребностно-мотивационной. Также был проанализирован уровень самостоятельности детей в различных областях деятельности: школьной учебной индивидуальной, школьной внеучебной и области социального взаимодействия. Было показано, что дети с низким уровнем адаптации по шкале «Вайнленд» также имели достоверно более низкие показатели сформированности жизненных компетенций, однако специфика профиля дефицитов у них могла существенно различаться, что говорит хороших возможностях разработанной шкалы в плане выявления этиологии дезаптивного поведения. В результате применения метода многомерного шкалирования к оценке полученных результатов удалось показать индивидуальные различия, отражающие гетерогенность нарушений, характерных для детей с РАС, что имеет важное значение для разработки маршрутов помощи.
Полученные результаты показывают эффективность использования разработанной шкалы для оценки сформированности жизненных компетенций с целью диагностики, и оптимизации процессов обучения и развития детей. Будущие исследования предполагают набор нормативных показателей, исследование других групп детей с нарушениями развития для стандартизации метода в соответствии с принятыми нормами.