Полезная литература
Социальные истории : инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом
Год выпуска: 2021
ISBN: 978-5-91743-080-5
Необходимым условием благополучия детей с РАС является развитие у них способности гибко приспосабливаться к изменениям, которые являются неотъемлемой частью жизни любого человека. Вместе с тем даже незначительные изменения в привычном распорядке могут вызывать у ребенка с аутизмом бурную реакцию протеста, идет ли речь о походах в магазин, осмотре врача, посещении парикмахера, изменении маршрута по дороге домой, гигиенических процедурах, новой одежде и т. д. Чтобы подготовить ребенка к предстоящим изменениям, избежать истерик и других проявлений нежелательного поведения, американский специалист в сфере образования детей с аутизмом Кэрол Грей разработала уникальную методику «Социальных Историй», благодаря которой процесс подготовки к изменениям станет для ребенка с РАС комфортным и познавательным.
Каждая Социальная История представляет собой небольшой текст, который сопровождается одной или несколькими иллюстрациями. Идея текста связана с решением определенной проблемной ситуации: к примеру, у малышей это может быть страх расставания с родителями при посещении детского сада, у детей постарше — необходимость соблюдать правила гигиены, у школьников — боязнь совершить ошибку при выполнении заданий, а у подростков — трудности социального взаимодействия. Многие изменения являются типичными для каждой возрастной группы, поэтому автор сгруппировала 185 готовых Социальных Историй по темам, одни из которых будут актуальны для совсем маленьких детей, другие — для детей постарше и подростков. Особую ценность представляет входящее в книгу Руководство по созданию Социальных Историй, оторое дает возможность каждому заинтересованному родителю вне зависимости от литературных способностей создавать качественные и эффективные истории в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Десять последовательных шагов помогут взрослым не только написать «работающую» историю, но и научиться лучше понимать своего ребенка. Помимо решения проблемных ситуаций и преодоления тревоги и беспокойства, использование историй расширяет эрудицию ребенка, формирует любознательность, умение рассуждать логично, развивает социальные компетенции и учебные навыки, способствует повышению академической успеваемости, а также помогает укрепить доверие между ребенком и родителями.