Краткая информация
PEP-3 (Psychoeducational Profile, Third Edition) – психолого-образовательный профиль.
Авторы: Eric Schopler, PhD, Margaret D. Lansing, et al.
PEP-3 – это индивидуальное психолого-педагогическое обследование для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), созданное в рамках программы TEACCH. Предназначен для оценки уровня возможностей детей, имеющих нарушения коммуникации.
В РЕР-3 информацию о ребенке получают из двух основных источников. Во-первых, это результаты выполнения заданий, основанных на типичных для детей формах активности; эти результаты оцениваются по стандартизированным, соотнесенным с типичным развитием шкалам. Во-вторых, информацию получают из опросника для родителей (или законных представителей ребенка).
Цели/область применения
РЕР-3 используется для решения следующих конкретных задач:
- определение сильных и слабых сторон развития ребёнка, как основы для составления индивидуальных программ обучения;
- получение информации, подтверждающей диагноз;
- определение уровня развития ребёнка и степени его адаптации;
- оценка эффективности педагогической и клинической коррекции в динамике.
PEP использует информацию и дает заключение о развитии таких областей психики ребенка, как:
- подражание,
- восприятие,
- тонкая и общая моторика,
- зрительно-моторная координация,
- невербальное мышление,
- экспрессивная речь.
PEP также предоставляет информацию о степени выраженности дезадаптивного поведения по таким параметрам, как аффект (взаимодействие и интерес к человеку), игра и интерес к стимульному материалу, сенсорная модальность и речь.
Целевая группа
Дети в возрасте от 6 месяцев до 7 лет. Может применяться у детей более старшего возраста при ментальном возрасте до 7 лет.
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Обследование проводит специалист (педагог-психолог/учитель-дефектолог).
Технология применения
Задания представляют собой то, чем обычно занимаются дети дошкольного возраста: сложить пазл, пустить мыльные пузыри, скатать колбаску из пластилина, что-то нарисовать, срисовать или раскрасить, покормить игрушечную собачку и др. Количество заданий представляется большим, чем есть на самом деле, поскольку одно реальное задание может использоваться для оценки сразу нескольких параметров.
Задания теста распределены по семи развивающимся функциональным зонам: имитация, восприятие, мелкая и крупная моторика, зрительно-моторная интеграция, вербальные способности и когнитивные представления, отдельно оценивается дезадаптивное поведение.
Родителям предлагается оценить уровень развития ребенка на момент обследования по пяти параметрам (способность к общению, развитие моторики, социальных навыков и самообслуживания, а также способностей мышления) и в целом (какому возрасту соответствует состояние навыка или общего развития).
Продолжительность проведения: 45-90 минут (зависит от индивидуальных возможностей ребенка).
Информация о наличии адаптированной русскоязычной версии
Переведён на русский язык, используется.
Адаптация и стандартизация для применения в России не проводилась.
Ссылки на источники
Сайт Western Psychological Services (WPS) (USA)
Schopler, E., Lansing, M. D., Reichler, R. J., & Marcus, L. M. (2005). Psychoeducational Profile-Third Edition (PEP-3) [Database record]. APA PsycTests.
Брин И.Л., Демикова Н.С., Дунайкин М.Л., Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И., Праведникова Н.И., Татарова И.Н., Черепанова И.В., Шейнкман О.Г. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом. - М.: «СигналЪ», 2002.