С 17 по 21 мая 2021 г. Федеральным ресурсным центром было проведено обучение 55 слушателей из 9 регионов РФ по программе ДПО «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС» (72 часа).
В рамках программы курсов слушатели узнали, как эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями), педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития учеников, какие применять методы и приемы прикладного анализа поведения с целью коррекции дезадаптивного поведения, как организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями.
Занятия проходили в формате вебинаров, которые включили в себя: лекции, семинары, практические занятия. Было рассмотрено и разобрано много видеоматериалов из личных архивов преподавателей и специалистов ФРЦ.
Ведущими лекционных и семинарских занятий выступили практикующие специалисты ФРЦ МГППУ, имеющие многолетний опыт работы с детьми с аутизмом. Все занятия сопровождались дополнительными материалами - были продемонстрированы видеокейсы, дидактические материалы для работы с детьми, средства визуальной поддержки.
В ходе обучения слушатели услышали ответы на такие вопросы как:
- Каковы основные задачи и трудовые функции тьютора в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность тьютора в образовательной организации.
- Какова специфика работы тьютора с детьми с РАС, обусловленная особенностями их развития и особыми образовательными потребностями.
- Каковы особенности тьюторского сопровождения детей с РАС, получающих образование по различным вариантам адаптированной образовательной программы.
- Каковы особенности организации тьюторского сопровождения в различных образовательных моделях: полная инклюзия, инклюзия с применением модели «Ресурсный класс», отдельный класс для детей с ОВЗ (с особыми образовательными потребностями).
- Какие специальные образовательные условия необходимы для обучающегося с РАС и как их создать в образовательной организации.
- Какие модели тьюторского сопровождения применяются в системе образования: индивидуальное сопровождение, система курирования класса, «переходящий» тьютор.
- Как сопровождать ребёнка с РАС на уроке и во время внеурочной деятельности.
- Как преодолевать возникающие поведенческие, социально-коммуникативные трудности и трудности обучения ребёнка с РАС.
- Как адаптировать учебные материалы для обучающихся с РАС.
- Какие методы, приёмы и способы работы используются в профессиональной деятельности тьютора и как они применяются:
- метод структурированного обучения;
- инструменты визуальной поддержки;
- методы и техники, применяющиеся в рамках прикладного анализа поведения (АВА);
- способы преодоления дезадаптивного поведения;
- методы альтернативной коммуникации.
- Как организовать взаимодействие тьютора с родителями.
В рамках проведения занятий, методист Консультативно-диагностической службы ФРЦ МГППУ Панцырь Сергей Николаевич провел для слушателей презентацию деятельности Федерального ресурсного центра и рассказал об особенностях организации работы центра.