Начиная с 2019 года в Приволжском федеральном округе реализуется общественный проект «Ментальное здоровье», целью которого являются разработка и внедрение эффективной системы оказания комплексной помощи людям с расстройствами аутистического спектра с целью их интеграции в общество, а также формирование толерантного отношения к людям с РАС. В рамках проекта создается система раннего выявления детей с РАС, формируется и ведется реестр людей с диагнозом РАС, тиражируются наиболее эффективные отечественные и зарубежные методики работы с этой категорией населения. В результате создается комплекс образовательных и социальных услуг помощи детям и людям с РАС и их семьям.
Методическим центром реализации проекта стала некоммерческая организация «Приволжский центр ментального здоровья». Совместно с партнером проекта - ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России организуются обучающие мероприятия по подготовке специалистов для работы в системе оказания комплексной помощи людям с РАС.
С 03 октября 2022 г. по 09 декабря 2022 г. на основании контракта с ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ Федеральным ресурсным центром было проведено обучение для более чем 700 специалистов Приволжского федерального округа по трём программам ДПО: "Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с РАС" (72 часа), «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС» (72 часа), «Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ при организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» (36 часов).
В рамках лекционных и семинарских занятий слушатели узнали, как эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями), педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития учеников, какие применять методы и приемы прикладного анализа поведения с целью коррекции дезадаптивного поведения, как организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями. Так же были рассмотрены принципы разработки индивидуальных адаптированных образовательных программ обучающихся с РАС; организация обучения детей с РАС в различных формах в соответствии с программой и требованиями ФГОС.
Занятия проходили в виде вебинаров в режиме онлайн, которые включили в себя: лекции, семинары, практические занятия. Было рассмотрено и разобрано много видеоматериалов из личных архивов преподавателей и специалистов ФРЦ.
Ведущими лекционных и семинарских занятий выступили практикующие специалисты ФРЦ МГППУ, имеющие многолетний опыт работы с детьми с аутизмом. Все занятия сопровождались дополнительными материалами - были продемонстрированы видеокейсы, дидактические материалы для работы с детьми, средства визуальной поддержки.
В ходе обучения слушатели услышали ответы на такие вопросы как:
- Как уменьшить у ребенка нежелательное поведение и сформировать социально приемлемое поведение?
- Какие коррекционно-развивающие методики и программы наиболее эффективны в работе с детьми с РАС?
- Какие методики используются для проведения комплексного обследования детей с РАС?
- Как разработать индивидуальную программу коррекционной работы и индивидуальный образовательный план для ребенка с РАС?
- Какова специфика работы тьютора с детьми с РАС, обусловленная особенностями их развития и особыми образовательными потребностями?
- Каковы особенности тьюторского сопровождения детей с РАС, получающих образование по различным вариантам адаптированной образовательной программы?
- Какие специальные образовательные условия необходимы для обучающегося с РАС и как их создать в образовательной организации?
- Какие модели тьюторского сопровождения применяются в системе образования: индивидуальное сопровождение, система курирования класса, «переходящий» тьютор?
- Как сопровождать ребёнка с РАС на уроке и во время внеурочной деятельности?
- Как адаптировать учебные материалы для обучающихся с РАС?
- Как организовать взаимодействие тьютора с родителями?
- Как организовать коррекционную помощь детям с РАС?
- Как проводить диагностическое обследование с детьми с РАС?
- Какие навыки необходимо формировать у детей с РАС в первую очередь?
- Как оценивать эффективность коррекционной работы и обучения детей с РАС?
- Как подготовить детей с РАС к школе и как их обучать в школе?
- Как адаптировать образовательные программы для этих детей?
- Какие существуют требования ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к организации обучения детей с РАС?
В рамках проведения занятий, директор ФРЦ МГППУ Артур Валерьевич Хаустов провёл для слушателей презентацию деятельности Федерального ресурсного центра и рассказал об особенностях организации работы центра.