27 ноября - 1 декабря 2023 года Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС (ФРЦ) принимал группу представителей из 6-ти человек Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
Программа встречи включала посещение 2-х школьно-дошкольных отделений ФРЦ (ул. Кашенкин Луг, д.7; ул. Архитектора Власова, д. 19, стр. 2).
27 ноября знакомство началось с экскурсии по зданию ФРЦ (ул. Кашенкин Луг, д.7) в сопровождении Исхаковой Юлии Андреевны, заведующей школьно-дошкольным отделением ФРЦ, которая представила образовательную среду центра и подчеркнула необходимость создания специальных условий образования для обучающихся с РАС с учетом их особых образовательных потребностей.
Продолжение встречи состоялось в Стеклянном зале за круглым столом, где в ходе беседы Юлия Андреевна раскрыла вопросы организации образования обучающихся с РАС в условиях ФРЦ. Особый интерес был проявлен гостями к Федеральным адаптированным образовательным программам начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденным в Российской Федерации, и вариантам адаптированных образовательных программ для обучающихся с РАС, разработанных Федеральным ресурсным центром.
Консультация Дон Галины Васильевны, методиста ФРЦ, по организации образования детей с РАС по адаптированной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ позволила сформировать целостное представление о системе образования обучающихся с РАС в Российской Федерации на уровне дошкольного и начального общего образования.
На консультации педагога–психолога ФРЦ Шмелевой Елены Владиславовны была представлена система организации ранней помощи для детей с РАС, сделаны акценты на проблемы и пути решения в ходе сопровождения детей, имеющих повышенный риск расстройств аутистического спектра в раннем возрасте. Особо была отмечена роль взаимодействия и работы с родителями, воспитывающих детей раннего возраста.
А вопрос, каким образом выстроить целостную и качественную систему работы с родителями, был раскрыт руководителем консультативно-диагностической службы ФРЦ Панцырем Сергеем Николаевичем в ходе консультации по организации консультативно-диагностической деятельности с семьями, воспитывающих детей с РАС.
Одной из целей встречи сотрудников Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка и специалистов ФРЦ было обсуждение взаимодействия и направлений совместной научно-исследовательской и практической деятельности.
28 ноября на территории ФРЦ (ул. Архитектора Власова, д. 19, стр. 2) состоялась встреча гостей с администрацией ФРЦ в лице Хаустова Артура Валерьевича, директора ФРЦ, Шумских Марины Алексеевны, заместителя директора, руководителя информационно-методического отдела, и Давыдовой Елизаветы Юрьевны, ведущего научного сотрудника научной лаборатории ФРЦ. В ходе круглого стола были обсуждены научные исследования и практическая деятельность ФРЦ и возможные пути сотрудничества и взаимодействия ФРЦ МГППУ и Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка по вопросам комплексного сопровождения детей с РАС на территории дружественных государств Российской Федерации и Республики Беларусь. В беседе были затронуты и вопросы описания практик работы с детьми с РАС в доказательном ключе. Особый интерес у гостей вызвал Алгоритм описания практик работы с лицами с РАС, авторами–составителями которого являются Давыдова Е.Ю., Хаустов А.В., Сорокин А.Б., Давыдов Д.В.
В рамках встречи 28 ноября – 1 декабря для гостей были показаны уроки по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (варианты 8.1, 8.2, 8.3), которые провели:
- Майданчук Светлана Юрьевна – учитель начальных классов,
- Володина Ирина Владимировна – учитель начальных классов,
- Захарченко Мария Алексеевна – учитель начальных классов,
- Рожкова Ольга Борисовна – учитель начальных классов,
- Береславская Мария Иосифовна – учитель начальных классов,
- Якушева Оксана Владимировна – учитель музыки,
- Гордеева Светлана Борисовна – учитель музыки, учитель-логопед,
- Загуменная Ольга Викторовна – учитель начальных классов, методист,
- Чистякова Людмила Андреевна – учитель начальных классов, учитель-дефектолог,
- Соловьева Марина Викторовна – учитель физкультуры,
В рамках внеурочной деятельности, относящейся к коррекционно-развивающей области, были проведены занятия коррекционного курса по развитию речи специалистами:
- Войнова Екатерина Вячеславовна – учитель-логопед, учитель начальных классов,
- Воропаева Ирина Евгеньевна – учитель-логопед,
- Ерофеева Юлия Ивановна – учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Занятия коррекционного курса по формированию коммуникативного поведения у обучающихся с РАС провели:
- Кистень Валентина Валерьевна – педагог-психолог,
- Лепихина Алена Вячеславовна – педагог-психолог, тьютор.
В рамках внеурочной деятельности по другим направлениям для гостей были показаны занятия кружка «Творческая мастерская». Вопросы организации творческой деятельности обучающихся с РАС были раскрыты на консультации педагогом дополнительного образования Короткой Татьяной Владимировной. Особый интерес вызвала организация работы с детьми с РАС в мультстудии ФРЦ.
Социокультурный контекст воспитания является важнейшей составляющей воспитательной работы школьно-дошкольного отделения ФРЦ. Социокультурная интеграция как метод социальной адаптации детей с РАС широко используется в работе с обучающимися с РАС в ФРЦ. О создании комплекса условий для включения детей дошкольного и школьного возраста с РАС в социокультурную среду музеев города Москвы в зависимости от уровня социального развития обучающихся рассказала Хилькевич Евгения Владимировна, социальный педагог, руководитель направления социокультурной интеграции обучающихся с РАС.
Именно практический опыт обучения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС всегда вызывает наибольший интерес и много вопросов для обсуждения. Специалисты ФРЦ охотно делились и раскрывали подходы и приемы обучения детей с РАС с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, рассказывали и показывали свои авторские разработки, учебно-дидактические материалы, обеспечивающие реализацию дифференцированного подхода в обучении. В рамках программы для гостей была раскрыта система преемственности обучения детей с РАС на уровне дошкольного и начального общего образования.
Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС на уроках обеспечивали:
- Громова Анастасия Алексеевна – тьютор,
- Мусиенко Мария Руслановна – тьютор,
- Громова Мария Олеговна – тьютор,
- Белова Анна Львовна – тьютор,
- Лепихина Алена Вячеславовна – тьютор, педагог-психолог,
- Кистень Кристина Сергеевна – тьютор,
- Шевелева Ольга Валерьевна – тьютор,
- Котова Анна Валерьевна – тьютор,
- Федунова Евгения Юрьевна – тьютор, педагог-психолог.
В практической деятельности тьюторов были актуализированы основные задачи тьюторского сопровождения в ходе урочной и внеурочной деятельности, вопросы адаптации учебной среды и использования системы визуальной поддержки, технологии использования подсказок.
В рамках программы посещения ФРЦ для гостей были также проведены консультации по вопросам образования обучающихся с РАС:
- Загуменная Ольга Викторовна – методист, учитель начальных классов рассказала об адаптации учебных материалов для обучающихся с РАС начальных классов;
- Ерофеева Юлия Ивановна – учитель-дефектолог, учитель-логопед, рассказала об адаптации дидактических и учебных материалов, заданий для детей с РАС дошкольного возраста;
- Шмелева Елена Владиславовна – педагог - психолог, познакомила с системой организации тьюторского сопровождения обучающихся с РАС;
- Панцырь Сергей Николаевич – руководитель консультативно-диагностической службы ФРЦ, к.псих.н., раскрыл основы прикладного анализа поведения и подходы к коррекции нежелательного поведения.
Программа посещения ФРЦ была насыщенной и разноплановой, что позволило участникам встречи сформировать целостное представление об организации обучения детей с РАС на уровне дошкольного и начального общего образования и создании специальных образовательных условий с учетом особых образовательных потребностей детей данной категории.
По итогам встречи было принято решение о дальнейшем взаимодействии ФРЦ МГППУ и Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.