21 мая с 12.00 до 14.30 в рамках Международной конференции «Аутизм. Вызовы и решения» состоится круглый стол с участием практиков логопедии, специалистов по речи и аналитиков поведения «Слово против слова: Логопед для ребенка с аутизмом».
В студии прямого эфира соберутся эксперты-логопеды, дефектологи, поведенческие аналитики. Модератором круглого стола выступит Хаустов Артур Валерьевич, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.
Диагностический путь в аутизм у большинства детей начинается с проблем с речи. Именно речевые нарушения (задержка речи, эхолалия, неспособность общаться устно, заикание, нефукциональность слов, проблемы с социализацией и выражением эмоций через речь, вербальные тики) являются самым мощным триггером для обращения к специалистам и для указания на то, что в развитии ребенка что-то идет не так.
Часто первым пунктом в обращении к специалистам является именно запуск речи - "что сделать, чтобы ребенок заговорил?" Родители еще не видят других нарушений, родители еще не видят и не осознают, какого рода это нарушение и только потом через воронку речевой дисфункции начинает раскрываться аутистический спектр, который приводит к его диагностике.
Многим кажется, что если сейчас решить вопрос с речью, то все остальные проблемы уйдут сами собой. И только со временем мы выясняем, что речевые задержки - это последствия коммуникативных нарушений, что сам по себе речевой аппарат может быть нормальный. И мы обнаруживаем разницу между такими феноменами, как коммуникация, речь и язык. Однако, многие эту разницу не очень хорошо понимают.
Логопедия - область коррекционной педагогики, предметом которой является именно речевое развитие. И, казалось бы, при таких нарушениях именно логопед со всем своим арсеналом логопедических техник и методик должен вступать в работу. Но именно логопед почему-то очень часто детям с аутизмом не может помочь.
➢ Каково место профессиональной логопедической работы в комплексной системе коррекции
аутистических нарушений?
➢ Чего не хватает в «логопедическом багаже» для успешного начала работы с ребенком с аутизмом?
➢ Что приоритетнее – функциональная коммуникация или другие стороны развития речи?
➢ Почему многие логопеды боятся средств альтернативной коммуникации?
➢ Почему многие противопоставляют поведенческую терапию и логопедию?
➢ АВА терапевт – враг или друг логопеда?
➢ Чем могут помочь поведенческие технологии в логопедической работе?
➢ Возможно ли сочетать в практической работе традиционные логопедические методики и поведенческие технологии?
Эти и многие другие вопросы планируются к обсуждению в дискуссии для того, чтобы профессиональная работа логопедов и поведенческих специалистов не противопоставлялась, а логично дополняла друг друга, обеспечивая условия интенсивного развития ребенка с расстройством аутистического спектра.
Трансляция дискуссии будет проходить на платформе Международной конференции "Аутизм. Вызовы и решения" по адресу conf.autismchallenge.ru.