10 декабря 2021 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки дефектологов в высшей школе» в дистанционном формате. Организатором конференции выступил Институт детства Московского педагогического государственного университета. Цель конференции – обсуждение существующих проблем, достижений и перспектив развития системы подготовки дефектологических кадров в Российской Федерации.
Тематика конференции:
- методологические основания модернизации системы подготовки дефектологических кадров;
- компетентностная модель выпускника по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и ее координация с проектами профессиональных стандартов;
- принципы и тенденции определения содержания профильной подготовки;
- современные модели обеспечения практической подготовки;
- технологии нового времени в системе подготовки дефектологических кадров;
- ресурсы сетевого взаимодействия образовательных организаций и региональный опыт решения проблем подготовки профильных кадров;
- ресурсы взаимодействия вузов с общественными организациями в процессе подготовки дефектологических кадров;
- перспективы развития системы подготовки кадров высшей квалификации;
- ресурсы и дефициты системы непрерывного образования в области подготовки дефектологических кадров.
В работе Брифинг-площадки «Новое содержание программ подготовки дефектологических кадров» принял участие директор ФРЦ МГППУ Артур Валерьевич Хаустов. Он высоко оценил представленную на конференции образовательную программу по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра». Артур Валерьевич отметил, что в целом, программа выстроена логично, предоставляя возможности последовательной надстройки компетенций студентов в порядке универсальные-общепрофессиональные-профессиональные.
Также, Артур Валерьевич выделил три ключевые компетенции, которые будут сформированы в результате освоения программы: разработка и реализация программ работы с детьми, психолого-педагогическая диагностика и оценка уровня развития, а также консультирование и психолого-педагогическое сопровождение.
Программа практикоориентирована и охватывает большой спектр важных областей:
- Подразумевает широкий возрастной охват детей - от начального этапа до окончания щкольного образования
- Включает в себя два блока – образование и психолого-педагогическое сопровождение
- Охватывает разные области развития ребенка
- Дает представление о том, как разрабатывать индивидуальные коррекционные программы
- Нацелена на формирование метапредметных сквозных компетенций педагога - знание образовательных технологий, применимых в разных предметных областях и с разными детьми.
Однако Артур Валерьевич выделил ряд вопросов, касающихся не столько текста программы, сколько ее непосредственного внедрения:
- Какое наполнение данная программа будет иметь эта программа в рамках разных вузов?
- Как будут интегрированы доказательные практики работы с детьми с РАС в содержание программы?
- Будут ли они адаптированы к российской государственной системе?
- Насколько молодой специалист-дефектолог сможет применять полученные компетенции в условиях работы в инклюзивных школах?
- Кто будет преподавать программу, ведь тут необходим опыт практикующих педагогов, непосредственно работающих с детьми с РАС?
- Как будут подбираться базы для прохождения практики студентами?
Артур Валерьевич отметил, что все эти вопросы необходимо решать на этапе внедрения программы, потому что именно от них зависит успешность ее дальнейшей реализации.