Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России провел 21 апреля 2022 г. в формате видео-конференцсвязи заседание круглого стола на тему «Обсуждение проекта профессионального стандарта «Педагог-Дефектолог».
Модератором Круглого стола выступила Любовь Николаевна Духанина, председатель Совета по профессиональным квалификациям (СПК) в сфере образования. Участниками Круглого стола стали члены СПК, представители Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов исполнительной власти в сфере образования субъектов Российской Федерации, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», образовательных организаций.
В работе Круглого стола принял участие Хаустов Артур Валерьевич, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
В своем выступлении Артур Валерьевич отметил огромное значение введения в представленный на обсуждение профстандарт отдельной обобщенной трудовой функции «Специалист по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»: "Это новшество имеет принципиальное значение для развития системы помощи детям с РАС в России".
Также Артур Валерьевич внес ряд предложений по дополнению характеристики данной обобщенной трудовой функции. Он предложил внести больше конкретики в трудовые действия, которыми должен владеть специалист по работе с детьми с РАС. Принципиально важно включить в профстандарт следующие компетенции:
- умение формулировать цель в индивидуальных программах коррекционной работы - функционально, конкретно и достижимо
- умение применять технологии структурированного обучения, направленные на формирование учебного поведения детей с РАС
- умение адаптировать учебные материалы и задания для детей с РАС
В процессе обсуждения также возник вопрос модератора о том, какими компетенциям должны обладать учителя общеобразовательных школ, в классы к которым приходят обучающиеся с расстройством аутистического спектра. Артур Валерьевич выделил две принципиально важные компетенции для этой группы педагогических работников:
- знание и умение применять на практике технологии универсального образовательного дизайна
- владение способами индивидуализации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.