Центр лечебной педагогики «Особое детство» совместно со специалистами московских учреждений соцобслуживания разработал методические рекомендации по альтернативным способам коммуникации с неговорящими детьми.
По данным московских учреждений соцзащиты, где живут дети с множественными нарушениями развития, от 76% до 94% воспитанников не используют речь как основное средство коммуникации или не пользуются речью вовсе.
При этом уровень подготовленности сотрудников учреждений значительно отличается. Логопеды, дефектологи, психологи используют средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). А другие специалисты могут иметь о них весьма нечеткое представление, вместо АДК интуитивно и несистемно используя разные изображения и жесты.
В случае воспитателей и помощников воспитателей, на которых ложится основная нагрузка по воспитанию детей, это создает особенно большие неудобства. Ведь при переходе из группы в группу или переводе в другое учреждение ребенок теряет привычное средство коммуникации и должен учить все заново.
Чтобы изменить ситуацию, полтора года назад была создана рабочая группа, куда вошли около 20 специалистов из 8 соцучреждений Москвы и представители ЦЛП. Также в работе участвовали юристы, специалисты по развитию коммуникации и обучению АДК детей и взрослых с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Итогом работы группы стало создание единых методических рекомендаций по альтернативным способам коммуникации с неговорящими детьми. 30 мая 2022 года методическое пособие было представлено в Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы.
Рекомендации позволят сделать шаги в определении алгоритма оценки, введения и поддержания средств АДК в учреждении. В них описаны условия внедрения АДК, основные направления работы, стратегии и средства. Кроме того, там обобщен накопленный в практике опыт, который будет полезен специалистам, работающих с детьми этой категории. Электронное издание методических рекомендаций подготовлено при поддержке фонда «Вклад в будущее».
Председатель правления Центра лечебной педагогики «Особое детство» Анна Битова убеждена, что выход методического издания – важный шаг на пути к принятию и последующему внедрению в России единых правил и стандартов в подготовке работников с навыками владениями альтернативными способам коммуникации с неговорящими детьми.