Личный кабинет

Социально - коммуникативный опросник при аутизме (SCQ)

Краткая информация

SCQ (Social Communication Questionnaire) – социально - коммуникативный опросник при аутизме.

SCQ — это скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра. Авторы: Michael Rutter, Anthoney Bailey e Catherine Lord.  Правообладатель – © 2003, Western Psychological Services, USA.

Опросник SCQ включает два бланка: бланк «В течение жизни» и бланк «В настоящее время». Заполняется родителем или опекуном, и может быть использован по отношению к любому человеку в возрасте старше 4-х лет, при условии, что его ментальный возраст составляет более 2 лет.

Цели/область применения

Изначально SCQ был разработан как сопутствующая скрининговая методика, применяющаяся перед использованием методики ADI-R. Также SCQ с дифференциальной целью может применяться перед использованием методики ADOS.

Благодаря скорости и простоте использования, методика SCQ является идеальным инструментом для оперативного скрининга расстройств аутистического спектра, позволяя начать своевременное вмешательство и помощь.

Целевая группа

Дети с подозрением на аутизм в возрасте старше 4-х лет, при условии, что ментальный возраст более 2 лет.

Требования к квалификации специалиста, применяющего метод

Для использования данной методикой необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: диплом (специалитет; магистратура; ученая степень) по одной из следующих специальностей: психология, клиническая психология, медицина (неврология, психиатрия или педиатрия).

Технология применения

Опросник заполняется родителями (законными представителями). По структуре опросник представляет собой два бланка, по 40 вопросов в каждом, с двумя альтернативными ответами – «да» и «нет»:

  1. Бланк «В течение жизни» заполняется с учетом всей истории развития ребенка, и его использование дает результаты, которые могут быть основанием для направления на более подробное обследование. Большинство вопросов данного бланка относится к поведенческим актам, которые могут проявляться в любой период жизни ребенка или являются постоянными.
  2. Бланк «В настоящее время» заполняется относительно поведения ребенка в течение последних 3-х месяцев, и полученные результаты позволяют понять его повседневный жизненный опыт, оценить ход лечения и составить план обучения.

На заполнение каждого бланка требуется порядка 10 минут, а на подсчет результатов – менее 5 минут.

Информация о наличии адаптированной русскоязычной версии

Адаптация русскоязычной версии: Giunti Psychometrics (Россия) под редакцией Александра Моховикова, Ольги Донец, Елизаветы Давыдовой, под общей редакцией Александра Сорокина.

Ссылки на источники

Сорокин А.Б., Зотова М.А., Коровина Н.Ю. Скрининговые методы для выявления целевой группы «спектр аутизма» педагогами и психологами // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 7–15. doi:10.17759/pse.2016210302

Батышева Т.И., Коровина Н.Ю., Ахадова Л.Я., Сорокин А.Б., Зотова М.А., Портнова А.А. Скрининговые методы раннего выявления расстройств аутистического спектра // Детская и подростковая реабилитация. 2016. Том 28 № 3. С. 34-36.  eLIBRARY ID: 28102226

Мамохина У.А., Сорокин А.Б. Сотрудничество с родителями при использовании диагностических инструментов (SCQ и ADOS) для выявления расстройств в спектре аутизма // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской конференции, Москва, 22-24 ноября 2017, с. 181-185 входит в РИНЦ

Сайт Western Psychological Services (WPS) (USA)

Сайт Giunti Psychometrics (Россия)

 

 

Поделиться