Личный кабинет

Как научить бегать ребенка с РАС?

Бег - циклическое упражнение, состоящее из отдельных повторяющихся циклов, образующих слитный поток движений, отличается от ходьбы наличием «фазы полета». Включает в работу основные группы мышц и внутренние органы. Когда ребёнок умеет бегать - тренировки приобретают совсем иной вид и вы можете тренировать выносливость, скоростные качества и ловкость в полном объёме.

Бег - пожалуй, один из самых сложно тренируемых видов движения в плане технического исполнения для детей с РАС. Бег создаёт высокую нагрузку на сердечно-сосудистую, дыхательную  систему человека и суставы, а неправильный бег - тем более. Необходимо учитывать нарушения у ребёнка и определять, нужен ли ему бег на данном этапе. Например, для детей с ожирением или тех детей, которые ходят на носочках и бегают так же, бег лучше ограничить.

Причин неправильной техники бега может быть много: неправильное распределение мышечного тонуса, непрекращающиеся самостимуляции, проблемы с самоконтролем, лишний вес и др.

 Поэтому, мы можем встретить такие особенности детей с аутизмом:

 1. Отсутствие ритма, единого темпа передвижений.

 2. Нет согласованности движений рук и ног.

 3. Ладони не сжаты в кулаки, руки размахиваются в разные стороны.

 4. Голова не фиксирована, отклоняется от оси, «болтается» в разные стороны или может быть фиксирована в неестественном положении.

 5. Подпрыгивания вместо цикличных попеременных движений ног.

 6. Шаркание, отсутствие «фазы полёта».

 7. Бег с частых переходом на шаг, сложности с продолжительным бегом.

 8. Бег на носочках.

 9. Отсутствие удержания ровной траектории движения.

  Как учить бегу детей с РАС?

 1. Определить причины нарушений техники, понять, что мешает ребёнку и отталкиваться от этого (находить индивидуальные средства коррекции для каждого).                       

 2. Определять дозировку с учётом ЧСС ребёнка.

 3. Подбирать инструкцию-ключик, с помощью которой вы сможете регулировать технику.

 4. Разбить движение на блоки и определить первостепенные задачи, что вы хотите от ребёнка - собранные ладони в кулак и прижатые к туловищу или же опору на пятку или высокое поднимание бедра, и начинать учить ребёнка инструкциям и действиям, необходимым на данном этапе.

5. Задавать ритм бега.

6. Начинать бегать короткими отрезками, с физической подсказкой, за учителем, с чередованием с ходьбой.

7. Для детей с СДВГ (обычно они отлично бегают) учим бегать по ориентирам, из точки А в точку Б и т.п.   

8. Механически корректировать бег мало, комплексная тренировка координационных и скоростно-силовых способностей со временем будет оказывать положительный результат и на технику бега.

учитель физической культуры ФРЦ МГППУ,

автор и руководитель проекта «Aut Fitness», Соловьева Марина Викторовна.

Поделиться
Другие материалы по теме